Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Леопольд Энглейтнер

См. иеговисты - миротворчество - нацизм.

Франц Ягерстаттер и Леопольд Энглейтнер


Появления биографии уроженца Верхней Австрии Леопольда Энглейтнера я ожидал в течение довольно долгого времени. Надо признать, что далеко не каждая издаваемая книга обладает настоящей ценностью. Нередко книги лишь воспроизводят уже известные всем факты, встречаются и такие, что попросту полны ошибок. И потому читателю не всегда удается получить ясную картину. Зачастую название книги многое обещает, а содержание ее оказывается лишь искусственно раздутой газетной статьей.

Но к данной книге, позволяющей узнать историю жизни австрийского Свидетеля Иеговы, сказанное ни в коей мере не относится. В последние десятилетия все возрастающая популярность устных рассказов дала нам множество записанных для потомства биографий людей, происходящих из самых разных слоев общества. Исторические исследования обратились к жизням людей самых рядовых. И по ходу этих исследований в поле зрения историков (по преимуществу молодых) попадали люди, принадлежавшие к самым разным социальным группам. Но большинство написанных и изданных биографий было посвящено тем, кто исповедовал левые — социалистические или коммунистические — идеалы. В качестве примера можно упомянуть о множестве книг и документальных фильмов, посвященных австрийцам, которые были участниками гражданской войны в Испании.

Преследование Свидетелей Иеговы не игнорировалось австрийскими историками. Опубликованный Dokumentationsarchiv des Österreichischen Widerstandes (DÖW, «Центр документов австрийского сопротивления») исчерпывающий документальный отчет о сопротивлении и преследованиях в отдельных федеральных землях содержит обширную информацию о Свидетелях Иеговы. Но кроме этого отчета мы, до появления долгожданной книги Бернарда Раммерсторфера, посвященной одному, конкретному Свидетелю, которому пришлось испытать преследования со стороны национал-социалистов, практически ничего больше не имели. И книгу он написал захватывающую. Это мое мнение разделяется историком Детлефом Гарбе, а уж он-то, автор фундаментального труда о судьбе Свидетелей Иеговы в Третьем Рейхе, «Between Resistance and Martyrdrom» («Между сопротивлением и мученичеством»), заслуживает полного доверия.

Бернарду Раммерсторферу не просто удалось написать захватывающую книгу, он не пожалел сил на то, чтобы проверить каждую, даже самую мелкую подробность, подтвердить точность всего, о чем рассказал ему Леопольд Энглейтнер. Одно лишь составление именного указателя к этой книге заставило ее автора проверить не только написание имен, но и любое сделанное Леопольдом Энглейтнером утверждение. Подобная скрупулезность отличает (увы) далеко не каждую записанную со слов того или иного человека книгу.

Настоящую причину, по которой я с таким нетерпением ожидал появления этой книги, составляет мой интерес к личности Франца Ягерстаттера. Я родился в 1955-м году в Санкт-Георгене, стоящем на границе между Зальцбургом, Верхней Австрией и Баварией. Еще в детстве отец рассказал мне историю фермера из Санкт-Радегунда, казненного потому, что он отказался сражаться на стороне Гитлера. Я помню, что уже тогда ходили разговоры о тесном контакте Ягерстаттера с «Исследователями Библии», как назывались в то время Свидетели Иеговы. В действительности и его тетка (Мария), и двоюродный брат (Иоганн Губер) принадлежали к числу Свидетелей. К сожалению, об отношении самого Франца Ягерстаттера к Свидетелям Иеговы почти ничего не известно. Эрна Путц пишет в ее биографии Ягерстаттера, что он «вел с ними многочисленные теологические дискуссии», которые «стали одной из причин его глубокого интереса к религиозным проблемам».

Леопольд Энглейтнер вспоминает о разговоре, который состоялся у него с Иоганном Губером. Вскоре после Второй мировой войны двоюродный брат Ягерстаттера рассказывал Энглейтнеру о трудностях, с которыми он столкнулся в Санкт-Радегунде после того, как отказался от католической веры. Согласно воспоминаниям Энглейтнера о том, что говорил ему Губер, последнему даже отказывались продавать в деревне молоко. Единственным человеком, который не относился к нему, ставшему Свидетелем Иеговы, с презрением, была мать Ягерстаттера, дом которой регулярно посещал Губер. И хотя сам Ягерстаттер, как о том рассказывают, поначалу относился к Свидетелям пренебрежительно, в дальнейшем стал задавать им очень серьезные вопросы. Но изучением Библии он не занимался. Энглейтнер подчеркивает расстояние, отделявшее Франца Ягерстаттера от Свидетелей Иеговы, и совершенно не пытается представить его одним из них.

Несмотря на то, что после того, как в 1964-м году в Соединенных Штатах увидела свет написанная Гордоном Цаном (Gordon Zahn) книга «In Solitary Witness: The Life and Death of Franz Jägerstätter» («Одиночное свидетельство. Жизнь и смерть Франца Ягерстаттера»), и этот фермер из австрийского Иннвейртеля стал одним из наиболее известных противников Адольфа Гитлера, я все же хочу привести здесь его короткую биографию.

Франц Ягерстаттер родился 20 мая 1907-го года в Санкт-Радегунде, неподалеку от стоящего на реке Инн города Браунау Верхняя Австрия. Родители его были бедны настолько, что не смогли даже пожениться.

Его растила бабушка. В 1917-м году мать Франца, Розалия, вышла замуж за фермера Генриха Ягерстаттера, усыновившего Франца. Он жил на ферме приемного отца, и дед его заботился о том, чтобы мальчик побольше читал. Франц был живым и веселым ребенком. В 1936-м он женился на глубоко религиозной девушке Франциске Шванингер. В этом браке, по всем свидетельствам очень счастливом, родились три дочери — Розалия, Мария и Алоизия. В 1938-м Франц Ягерстаттер проголосовал против присоединения Австрии к Германскому Рейху. В 1940-м его призвали в армию. Он прошел начальную армейскую подготовку и присягнул на верность Адольфу Гитлеру. В апреле 1941-го года Франца освободили по инициативе бургомистра его городка от службы и перевели в резерв. Когда в 1943-м его призвали вторично, он уже созрел для того, чтобы отказаться от службы в Вермахте по соображениям совести. 9 августа 1943-го года Франца Ягерстаттера казнили в Берлине.

Кинорежиссер Аксель Корти, основываясь на уже упоминавшейся книге американского пацифиста Гордона Цана, снял о Ягерстаттере фильм «Der Fall Jägerstätter». Главную роль в нем сыграл Курт Вайнцейрль. Фильм вызвал такой интерес, что австрийское телевидение показало его дважды с промежутком всего в пять месяцев. Решительный отказ Франца Ягерстаттера служить в немецком Вермахте, во главе которого стоял Адольф Гитлер, вызвал споры, продолжающиеся и по сей день, — даже после того, как 26 октября 2007-го года Ягерстаттер был причислен к лику блаженных. В ходе этих споров, нередко принимающих ожесточенный характер, позицию Ягерстаттера раз за разом сравнивают с позицией Свидетелей Иеговы, хотя такое уподобление поверхностно. И все же данная биография одного из Свидетелей Иеговы, которого изучение Библии привело к мысли о невозможности быть одновременно «солдатом Христа и солдатом национал-социализма», как выразился Франц Ягерстаттер, является для спорящих сторон точкой соприкосновения.

Книга Бернарда Раммерсторфера позволяет нам сопоставить поведение Ягерстаттера с поведением Леопольда Энглейтнера. Оба родились в бедности и примерно в одно время. Оба были воспитаны как католики и искали на свои вопросы ответы, отличные от тех, что предлагали им окружающие. Но, если Леопольд Энглейтнер нашел эти ответы у Свидетелей Иеговы, Франц Ягерстаттер католической церкви никогда не покидал, хоть и вступил в конфликт со своим приходским священником и даже с епископом Линца.

Именно этот конфликт и делает очевидным принципиальное различие между ним и Свидетелями Иеговы. В конце концов, Францу Ягерстаттеру пришлось противиться нажиму со стороны церкви и принимать свое решение самостоятельно, тогда как Энглейтнер и другие Свидетели опирались на одобрение руководителей их религиозной общины. Верно, впрочем, и то, что (см. главу этой книги «Отвага при смене религии в 1930-х и преследования при австрофашизме») Энглейтнеру пришлось преодолевать сопротивление не менее сильное, чем то, с каким столкнулся Ягерстаттер. Несмотря на поддержку, получаемую им от братьев по вере, Энглейтнер вынужден был отстаивать свои убеждения в среде, которая относилась к нему в лучшем случае неодобрительно, а в худшем — с открытой враждебностью. И, тем не менее, политические взгляды Ягерстаттера и Энглейтнера были прямо противоположными. Если бы они повстречались, то, наверное, нашли бы общую почву в том, что касалось серьезного изучения Библии, но в отношении Дольфуса и Шушнига к согласию не пришли бы. Лично мне очень хотелось бы, чтобы приверженцы Франца Ягерстаттера и Свидетели Иеговы встретились и обсудили сходства и различия двух этих противников национал-социализма, опиравшихся в своих взглядах прежде всего на Библию. Мы обладаем лишь фрагментарной информацией о разговорах, которые Ягерстаттер вел со Свидетелями Иеговы, но книга, которую мы теперь получили, позволяет заинтересованному читателю свести Ягерстаттера и Энглейтнера в воображаемом диалоге.

Андреас Майслингер


Энгельберт Дольфус (нем. Engelbert Dollfuß, 4 октября 1892 — 25 июля 1934) — австрийский политический деятель, лидер Христианско-Социальной Партии. Канцлер Австрии 1932-1934. Убит путчистами.

Курт Алоис Йозеф Иоганн Эдлер фон Шушниг (нем. Kurt Alois Josef Johann Edler von Schuschnigg) (14 декабря 1897, Рива дель Гарда, Австро-Венгрия — 18 ноября 1977, Инсбрук, Австрия; с 1919-го года — Курт Шушниг) — федеральный канцлер Австрии (1934-1938 годы).


Политолог из Инсбрука Адреас Майслингер имеет большой опыт исследовательской работы. В 1987-м году он был приглашенным доцентом университета Нового Орлеана. Он также работал в Еврейском университете Иерусалима, а в 1990-м участвовал в проводившемся в Яд ва-Шеме семинаре по Холокосту. С 1992-го по 1996 он печатался в журнале «Jüdische Rundschau» («Еврейское обозрение»), который издается в Базеле, Швейцария, а с 1992-го исполняет обязанности научного руководителя «Дней современной истории в Браунау» (Braunauer Zeitgeschichte-Tage). В том же году он основал «Австрийскую мемориальную службу Холокоста» sterreichischer Gedenkdienst) — альтернативу обязательной в Австрии военной службы. Интерны этой службы работают во всех основных институтах, занимающихся исследованиями Холокоста. В 2000-м Майслингер выступил в Браунау с инициативой проекта «Дом ответственности» (Haus der Verantwortung). www.maislinger.net


Бернард Раммерсторфер. «Несломленная воля». М., «Особая книга», 2009. Стр. 21-26.

*

Леопольд Эйнглейнтер (нем. Leopold Engleitner) (род. 23 июля 1905) — старейший из ныне живущих узников немецких концентрационных лагерей Бухенвальд, Нидерхаген и Равенсбрюк, преследовавшийся нацистскими властями за позицию христианского нейтралитета. Его биография подробно описывается в книге Бернарда Раммерсторфера «Несломленная воля». [1][2]

Родившийся в городке Штробль-ам-Вольфгангзее (Австрия), Эйнглейтнер вырос в австрийском имперском городе Бад Ишль (нем. Bad Ischl). Упорно занимаясь исследованием Библии в начале 1930-х, он в 1932 году принял крещение как свидетель Иеговы. Начиная с 1934 года, и особенно в период Второй мировой войны, он лицом к лицу столкнулся с религиозной нетерпимостью и преследованиями за свои убеждения со стороны властей австрийско-фашистского режима Дольфуса, а после немецкой оккупации Австрии — со стороны властей нацистской Германии.

Тюремные заключения (1934—1938) 48 часов заключения в Бад-Ишльской тюрьме (весна 1934 года); 48 часов заключения в Бад-Ишльской тюрьме (зима 1934/35 гг.); заключение в Сент-Гильдене и Зальцбурге (5 января 1936 — 30 марта 1936); пребывание в тюрьме Bad Aussee (19 сентября 1937 — 14 октября 1937).

После гитлеровской оккупации Австрии в 1938 году религиозные убеждения Леопольда Эйнглейтнера и его позиция в отношении службы в армиии послужили причиной конфликта с нацистскими властями.

*

Век Свидетеля. В Москве прошли две презентации биографии узника трех фашистских лагерей, 104-летнего Свидетеля Иеговы Леопольда Энглейтнера

Этот человек с уникальной судьбой – Леопольд Энглейтнер, родившийся в 1905 году в Австрии и сейчас проживающий в этой стране, - старейший среди бывших узников фашистских концлагерей. Жизненный путь его представлен в биографической книге "Несломленная воля", автор которой – друг старейшего узника, публицист Бернард Раммерсторфер. Это произведение на русском языке (перевод с английского) издано в 2009 году московским издательством "Особая книга". Презентация его состоялась в российской столице дважды: 19 сентября в Центральном доме журналиста (ЦДЖ) и 20 сентября – в Торговом доме "Библио-Глобус".

В обеих презентации участвовали приехавшие в Москву из Австрии автор произведения Бернард Раммерсторфер и главный его герой – 104-летний Леопольд Энглейтнер. Вели презентацию представители издательства "Особая книга". Выступали также Илья Альтман – сопредседатель Научно-просветительного центра "Холокост", и Сергей Иваненко – религиовед, доктор философских наук. Герой книги охотно отвечал на вопросы собравшихся, а их в зале ЦДЖ собралось почти триста. Помимо журналистов, в ЦДЖ пришли многие участники местных общин (собраний) Свидетелей Иеговы (в Москве действует более ста общин этого религиозного течения).

Как отметил в своём выступлении Дмитрий Проценко, в представляемой книге изложена история более чем векового жизненного пути Леопольда Энглейтнера, самого пожилого из оставшихся в живых бывших узников нацистских концлагерей. Здесь и воспоминания о трагических событиях Первой мировой войны, эпидемии испанского гриппа, взлёте и падении нацизма, описание ужасов, творимых эсэсовцами в лагерях смерти. В результате совместной работы двух соавторов – героя-узника и историка-публициста - описание уникального жизненного пути Леопольда Энглейтнера стало доступно широкой публике не только в печатном виде, но и на DVD.

Леопольд родился в бедной католической семье. Отношение его отца к католицизму было почти равнодушным, мать же истово верила Церкви. Всё это породило в молодом человеке глубокий скептицизм в отношении религии, в котором он находился, пока не стал Свидетелем Иеговы. На протяжении всего его детства семья постоянно голодала. Физический недостаток – искривление позвоночника - отдалял его от одноклассников. Леопольд не принимал участия в их развлечениях, спортивных играх, его считали "дефективным". В 13 лет он покинул школу и начал зарабатывать на жизнь неквалифицированным трудом.

Придя к убеждению, что учение Свидетелей Иеговы указывает "путь ко спасению", он, несмотря на сильное противодействие со стороны родственников и знакомых, решил выйти из католической Церкви, что сопровождалось в тогдашней Австрии выполнением формальной процедуры. Это сделало его объектом всеобщего презрения в своей деревне. Несмотря на это, Леопольд в мае 1932 года принял крещение как Свидетель Иеговы и начал активно проповедовать учение этой религиозной организации.

Согласно своим убеждениям, герой книги занял твёрдую позицию против нацизма, отвергнув военную службу в гитлеровской армии. В результате он неоднократно арестовывался полицией, содержался в тюрьме, а в октябре 1939 года, спустя несколько недель после начала Второй мировой войны, Леопольд Энглейтнер был направлен в концлагерь Бухенвальд, после чего последовали лагеря Нидерхаген и Равенсбрюк.

В книге "Несломленная воля" даётся обстоятельная картина преследований Свидетелей Иеговы в фашистской Германии и присоединённой к ней в 1938 году Австрии. Принадлежность к этой религиозной организации при фашистском режиме могла стоить жизни. В Германии и Австрии к началу Второй мировой войны проживало более 25 000 Свидетелей Иеговы. Около половины из них подверглись преследованиям и заключению. Более 1 500 Свидетелей погибли, 4 500 были заключены в концлагеря. Подобно Леопольду Энглейтнеру, сотни Свидетелей Иеговы отказались служить в Вермахте, и в результате 452 из них были осуждены военным судом. Не было противодействия фашистскому режиму более очевидного, чем отказ принести клятву верности верховному главнокомандующему Вермахта Адольфу Гитлеру. Почти 90 процентов таких отказников составляли Свидетели Иеговы, между тем как среди тех, кто принадлежал к двум крупнейшим христианским Церквам Рейха – католической и протестантской – подобных храбрецов набралось немногим более дюжины. 331 Свидетелю Иеговы за такой отказ был вынесен смертный приговор, и в 270 случаях приговоры были приведены в исполнение.

Леопольд Энглейтнер выжил. Его отпустили на волю после того, как он отбыл свои сроки заключения в трёх концлагерях. Но за несколько недель до окончания войны его всё же призвали в Вермахт. Он уклонился от призыва, ушел "в бега".

Как отмечает в своём отзыве о книге профессор-политолог Венского университета Вальтер Маношек, "после войны Леопольд Энглейтнер ещё несколько десятилетий оставался социальным прокажённым, и никто не проявлял к его отважному поведению ни малейшего интереса до тех пор, пока его друг и биограф Бернард Раммерстрофер ни написал о нём, потратив годы на исследовательскую работу. Этот старик, благословенный удивительной памятью на подробности, рассказал молодому автору в ходе бесчисленных разговоров всю историю своей жизни. Эта книга – не только захватывающее чтение, каждая её подробность глубоко исследована и документирована. С научной точки зрения она представляет собой одну из самых достоверных биографий жертвы национал-социализма".

На это ценное качество издания – большое количество документального материала - обратил внимание и профессор Сергей Иваненко.

Руководитель Центра "Холокост" Илья Альтман, выступая на презентации, с благодарностью отметил тот факт, что в воспоминаниях Леопольда Энглейтнера немало и сочувственно сказано о трагической судьбе евреев – узников фашистских концлагерей, а также о судьбе советских военнопленных. По словам оратора, эта книга будет использована в воспитательных программах "Холокоста".

Каждому из трёх упомянутых выше концлагерей в книге посвящена отдельная глава, содержащая многочисленные разделы. Названия их говорят сами за себя: "Глядя на смерть", "Запах смерти", "Казнь", "Голод", "Повседневный ужас", "Либо подпись (с отречением от веры), либо труба (лагерного крематория)", "Каторжная команда "Каменоломня" и т.п.

В числе документальных материалов представлено исследование "Геополитические планы Гиммлера относительно послевоенного использования Свидетелей Иеговы", в которой, в частности, сообщается: "Несмотря на то, что поначалу рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер требовал особо жестокого обхождения со Свидетелями Иеговы, в ходе войны его отношение к ним кардинально переменилось. На имевшего диплом экономиста-аграрника Гиммлера произвело сильное впечатление их добросовестное отношение к труду. Это видно из письма, посланного им 26 июня 1943 года одному фермеру из Верхней Баварии, содержавшее предложение использовать Свидетелей Иеговы для сбора урожая… Его очаровывала сила их веры, о чём он не раз говорил. Эти высоко ценившиеся Гиммлером особенности Свидетелей стали для него основой нелепой идеи об использовании их в его послевоенных геополитических планах. Гиммлер ошибочно полагал, что в последующие годы Германия сможет завоевать огромные территории России. В датированном 21 июля 1944 года письме к возглавлявшему Главное управление имперской безопасности обергруппенфюреру СС Эрнсту Кальтенбрунеру Гиммлер изложил свои представления о том, каким образом можно будет установить контроль над Россией и поддерживать в ней должный порядок:

"Любые мысли о введении какой-либо разновидности национал-социализма были бы безумием. Но каждому народу необходима религия или идеология. Сохранить и поддерживать православную церковь неразумно, поскольку она снова обратится в организацию национального единства. Столь же неразумным было бы дать возможность обосноваться там католической церкви. Тут и говорить особенно не о чем… Нам необходимо поддерживать те формы религии и группы, которые действуют на людей умиротворяюще. Для всех тюркских народностей в этом смысле был бы полезен буддизм. Для остальных – учение Свидетелей Иеговы. Как Вам, вероятно, известно, Свидетели Иеговы обладают следующими невероятно ценными для нас качествами: несмотря на то, что они отказываются нести воинскую службу и исполнять любую работу, связанную с войной, они являются сильными противниками евреев, а также католической церкви и Папы. Кроме того, они на редкость реалистичны, не пьют и не курят, очень усердны и честны и всегда выполняют свои обещания.

Сверх того, они великолепно умеют ухаживать за скотом и работать на фермах. Они не стремятся к богатству и приобретению имущества. Это противоречит их взглядам на вечную жизнь. Всё это – качества идеальные, вообще, можно сказать, что воистину верующие, идеалистически настроенные Свидетели Иеговы обладают, подобно меннонитам, весьма желательными для нас характеристиками…".

Эта обширная цитата из переписки фашистских главарей приведена в книге, чтобы дать понять современному читателю, что нацистское руководство намеревалось использовать учение Свидетелей Иеговы как дополнительный инструмент для закабаления порабощенных народов, которого, к счастью, не произошло.

Николай Климов, для "Портала-Credo.Ru"

*

Дворкин по телевизору заявил, что в опубликованной якобы самими Свидетелями Иеговы книге помещён фрагмент переписки вождей нацистского Рейха - Гиммлера и Кальтенбруннера, в котором рейхсфюрер делает заключение о том, что самой подходящей религией для покорённых восточных славян является иеговизм.

Для справки: в нацистской Германии Свидетели Иеговы были наиболее преследуемой религиозной общиной.

Впервые о "письме Гиммлера" осенью прошлого года сообщили сайт возглавляемого Дворкиным центра iriney.ru и сайт миссионерского отдела Челябинской епархии РПЦ МП. В качестве источника приводились следующие выходные данные: "цит. по книге Бернард Раммерсторфер "Несломленная воля" (перевод с английского)", М.: "Особая книга", 2009.

*

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова